search

video

White-winged Scoter

Melanitta deglandi (Bonaparte, 1850)

Горбоносый турпан
© Sergey Vazhov


all photos of serie (clickable):

1 2


author: Sergey Vazhov
location: The River Khatanga
date: 2016-07-22
equipment: Nikon D3200 + Nikon 55-300 mm AF-S DX F4.5-5.6


comments:
2019-02-01. Андрей Баздырев: (-2-)

Горбоносый турпан - видно характерное вздутие у ноздрей и более плоский лоб (у обыкновенного турпана он круче).


2019-02-01. Сергей Важов: (-1-)

Спасибо, Андрей! Я сомневался.


2019-02-18. Виктор: (-2-)

нет, не горбоносый, его там нет; это турпан Melanitta fusca


2019-02-18. Андрей Баздырев: (-2-)

Виктор, признаки горбоносого указаны. Судя по ареалам там могут быть встречены оба вида.


2019-02-18. Сергей Л. Волков: (-2-)

На мой взгляд, две птицы в середине - горбоносые турпаны (Андрей признаки назвал), а по краям - обыкновенные турпаны, у них лоб переходит в клюв с прогибом (лоб более крутой, как сказал Андрей). Почему-то раньше я не видел эти снимки. Теперь я более склонен считать, что самки в другой серии - обыкновенные турпаны.


2019-02-18. Андрей Баздырев: (-2-)

Да, я как-то тоже до этого не обратил внимание на крайних самцов. У них действительно не видно нароста у ноздрей и лоб более крутой, так что вполне подходят под обыкновенных.


2019-02-18. Вадим Ивушкин: (-2-)

Да, Андрей признаки назвал, но они как-то не работают... Все отличие, на качественных снимках и рисунках, заключается в окраске клюва: у горбоносого - желтый (красный) цвет только доходит до горбинки, а у обыкновенного уходит дальше к уголкам рта. А крутизна лба... на таких снимках не катит - зависит от положения головы. По-моему это обыкновенные, хотя разглядеть окраску на таких фото сложно.


2019-02-18. Вадим Ивушкин: (-2-)

И по форме тоже можно добавить, тут более узкие клювы, чем у горбоносого.


2019-02-18. Вадим Ивушкин: (-2-)

Вот тут разница нарисована. Профили очень похожи.


2019-02-18. Вадим Ивушкин: (-2-)

Вот еще картинка.


2019-02-18. Андрей Баздырев: (-2-)

Вадим, так представленные Вами картинки как раз в пользу горбоносого говорят - у обыкновенного никогда не бывает такого мощного выроста над ноздрями (на фото явно виден у 2-х центральных самцов).


2019-02-19. Вадим Ивушкин: (-2-)

Вырост на фото как раз не явный, а может быть, его видимость усилена светлым бликом на светлом кончике и это только такой эффект. К тому, же ширина клюва в месте предполагаемого выроста по картинкам, почти одинаковая у обоих видов (у турпана и морского горбоносого, у которого выроста почти нет) и варьирует в зависимости от возраста. На фото явно видно, что в центре клювы взрослых птиц. Я могу судить только по сериям фото как в живую турпан выглядит - не видел, но на сибирского они не дотягивают.


2019-02-19. Андрей Баздырев: (-2-)

Ещё один признак в пользу горбоносого - светлое пятно под глазом имеет длинный "отросток", уходящий вверх, в то время как у обыкновенного оно небольшое и не такое длинное. Это также изображено и на рисунках, отправленных Вадимом, и имеется на фото (обыкновенный турпан, горбоносый из Сибири, горбоносый с ДВ).
Это тоже не 100% признак, который подвержен половой и возрастной изменчивости, но всё-таки именно такие длинные фактически полоски под глазом характерны именно для горбоносых.


2019-02-19. Андрей Баздырев: (-2-)

Итого на текущий момент у 2-х центральных турпанов видны следующие признаки в пользу горбоносого - выросты над ноздрями (какие-никакие, но есть), покатый лоб (при этом на данных снимках головы расположены чётко в профиль), длинное белое пятно под глазом. Может, конечно, по-отдельности они и не 100% (хотя форма лба для, как минимум, подвида stejnegeri, на мой взгляд, хороший признак, так как чётко видна как на картинках, так и на фото), но в совокупности указывают скорее на горбоносого.


2019-02-20. Сергей Л. Волков: (-2-)

Я временами вижу обыкновенных турпанов (самцов) на Балтике, и выросты на клюве у них никогда не бросаются в глаза. Белое пятно, загнутое от глаза кверху, для обыкновенного турпана тоже мало характерно.
Вадим, морской горбоносый - это M. d. deglandi?


2019-02-20. Вадим Ивушкин: (-2-)

Да, по ссылке получается так, только там они видового статуса.


2019-02-21. Сергей Л. Волков: (-2-)

Спасибо. Странное название "морской".


2019-02-21. Вадим Ивушкин: (-2-)

Сергей, это пока не название, а обозначение экологических отличий в разных популяциях (видах), как я это понял по статье Мартина :)



secret code

* all fields are required